Субботино, Яншао - близнецы-братья.
Скурпулёзный анализ орнаментов на керамике Нижнеамурья позволяет выявить ряд аналогий им в культуре крашенной керамике Яншао.
Прежде всего, это использование в обеих культурах в качестве главного информационного поля среднего яруса рисунка на сосуде.
На керамике Субботино изображены великолепные спирали - двойные: сходящиеся - расходящиеся ( илл. №1 ). В Яншао они входят в структуру рисунка солнца и создают представление его спирального бега по небу тоже именно в среднем ярусе ( илл. №2 ).
Аналог этого рисунка представлен на некрашеной керамике острова Сучу Ульчского района. Сравнение их выглядит наиболее убедительным, т.к. представлено целыми сосудами, хотя на одном рисунок сделан красками, а на другом - рельефом, нанесённым рубчатым колёсиком ( илл. №3 ). Он не цветной, но выглядит богато. Особенно эффектно смотрятся встречные двойные сходящиеся - расходящиеся спирали на отдельных фрагментах керамики из Субботино. Вместе с другими элементами рельефа они создают очень затейливый орнамент. Кажется, Нижний Амур превзошёл в разнообразии спиралей и их использовании в орнаментах и рисунках не только культуру Яншао, но и всю мировую.
Особенно это становится очевидным, если учесть, что целые поля рядов фрагментированной спирали использовали сикачиалянцы для создания изображений Перунов, окружающих дольмен. Такого технологического приёма нет нигде в мире. Вероятно, это высший художественный способ применения их в изобразительном искусстве, и "придумали" его, как учит нас академик Окладников, северные неандертолоидные охотники, видимо, отдыхая на привале.
Великолепный образец из сходящихся - расходящихся спиралей представляет нам сосуд из Находки ( Лебяжья лагуна ), пильтданированный Лапшиной под Нижнеамурский прананайский. В его орнаменте присутствует и треугольный элемент ( илл. №4 ). Он и особенно другой треугольно-геометрический орнамент на фрагменте керамики Субботино ( илл.№5 ) тождественен орнаменту на чаше из Яншао ( илл.№6 ).
В центре сходящихся спиралей в рисунках у сосудов Яншао нередко встречается овал, имеющий значение солнца ( илл.№7 ). Такую форму солнца и вообще овала как элемента рисунков я встретил еще только в культуре Триполья.
Но в субботинских он обнаруживается и на такой же двухцветной крашенной керамике - фрагменте сосуда, которому предстоит потрясти мир дальневосточной археологии своей уникальностью и загадочностью происхождения.Однако здесь рисунок овала, каплеобразного элемента, лент выделяется не только разными цветами, но и ровными неглубокими бороздками, что значительно повышает класс изображения. А три круглых следа от сверла, объединённые в фигуру, несут, видимо, кокой-то магический смысл, как и всё троичное русов-славян ( илл.№8 ).
Такие же бороздки нанесены на цветной керамике Кольчём ( илл. №9 ) и Вознесенского, что объединяет их в представителей общей художественной школы Нижнеамурья и вводит в мир культуры крашеной керамики неолита в Евразии. Нижнеамурье в нём не уступает, пожалуй, ни мастерам Триполья, ни Яншао.
Удивительно, что в наших суровых климатических условиях с морозами и высокой влажностью сохранились на керамике цветные краски - чёрная и красная. Видимо, технология их приготовления и нанесения на посуду была отработана давно многими поколениями и, имея, возможно, сакральный статус, выполнялась мастерами в специальных мастерских. На свежем воздухе у костра охотники на привале такого качества не добились бы. А для изготовления этой качественной керамики совершенно необходимо использование гончарных печей непримитивной конструкции. Обнаруженные на о. Сучу каны неолита подсказывают, что они, действительно, могли быть. По одним из самых новых сведений, из интернет страницы histori.ru /news/, в Китае на Хуанхе недавно были найдены пять обожженных кирпичей. Археологи предполагают, что возраст их составляет 5-7 тыс. лет и изготовить их могли представители неолитической культуры Яншао. Иначе и не может быть, ведь именно для получения такой великолепной керамики нужны были гончарные печи, которые создавались из обожжённых кирпичей, фрагменты которых и обнаружились. А я теперь не упущу подобные артефакты и у себя в Субботино, хотя не исключено , что это уже случилось.
Замечательно представлен в общей культуре зигзаг как элемент орнамента, или основной, или второстепенный. Археологи говорят, что на Нижнем Амуре он стал использоваться с начала появления керамики ( 12-11 тыс. до н.э. ), рождение которой произошло именно здесь. Так надо ли искать корни зигзага в Трипольской керамике? Однозначно - нет, как и спирали. И хотя она распространена повсеместно, здесь , на Амуре, по количеству и по качеству она привосходит любые регионы Евразии.
Зигзаг в Яншао представлен и вертикальным, и горизонтальным направлением. Он и узкий, и размашистый, но всегда нанесен красками, нередко аляповато, что не даёт чётких, ровных линий ( илл.№10 ). Амурский зигзаг - образец построения геометрического рисунка и не просто ровной бороздкой, а линией, накатанной рубчатым колёсиком. Применение его давало и лёгкость выполнения работы, и выразительность, и затейливый рисунок, и возможность создания разнообразных комбинаций в орнаментике.
Мастера катали колёсико по стенке сосуда и рисовали удивительные фигуры и переплетения линий, иногда похожие на узоры мороза на стекле. При этом рисунок получался лёгкий и весёлый ( илл. №11 ). Мастера Яншао тоже пользовались колёсиком, что отразилось на керамических шарах ( илл.№12 ), но всё же предпочитали работать красками.
В Нижнеамурских орнаментах широко представлены ромбы. Здесь они появились ещё с мезолитических времён и были изображены на керамике м. Гася в Сикачи-Аляне ( илл.№13 ). Ромбы, как известно, несут идею землепашества и плодородия. По утверждению некоторых исследователей, ромб - это тоже знак солнца. По крайней мере, принадлежность его к индоевропейской культуре несомненна. Они отображались в орнаментах Яншао, иногда целыми полями ( илл. №14 ). Субботинские ромбы встречаются часто и более разнообразные: с крестом внутри, с однонаправленной и разнонаправленной штриховкой. Бывает, что поля ромбов занимают средний ярус. Ромбы наносились и рубчатый колёсиком, что не имеет аналогов среди ромбовидных рисунков в других культурах ( илл. №15 ).
Редкий и интересный элемент орнамента - сеточка в кругу. Нигде он не встречается - только у художников Яншао и Амура ( илл. №16 ), ( илл. №17 ). Но у нашего решётка изображена ещё и внутри рисунка карточного сердца ( недостаточно чётко отобразилось на фотографии ). Этот стиль перекликается с изображениями масок-личин Сикачи-Аляна.
В Яншао встречаются и классические свастики и свастичные знаки, которые не являются собственно свастиками, олицетворяющими вращение, круговорот. Они имеют определённую конструкцию, где отражена симметрия знака по высоте и ширине. Такой знак "Х" изображён в виде неоконченного ряда вдоль венчика горловины керамического горшка из Субботино, единственного относительно уцелевшего ( склеенного ) ( илл.№18 ). Сосуд этот, видимо, относится к железному веку, но знак пришёл из неолита, и тому подтверждение - изображение его в петроглифах ( косой крест на лебеде и знак "Пе" на изваянии Перуна ).
Следует отметить, что керамические сосуды обеих культур относятся к плоскодонным, что понятно по находках многочисленных отломков с фрагментами плоского донышка в Субботино.
Таким образом, сопоставление артефактов двух культур выявляет аналогию, полную или приблизительную их орнаментов и семантики. Хронологически они объединяются эпохой неолита, а географически - близостью этих регионов, между которыми, вероятно, существовал и водный вид связи. Более активное направление движение культуры, видимо, было южное - от Амура морем до среднего течения р. Хуанхэ. Возможно, первыми поселенцами здесь были трипольцы, на что указывают очень убедительно формы крупных сосудов - амфор и рисунки на них красками спирального бега солнца по небу ( илл.№19 ).
Но важно то, что все культуры представляли отдельные очаги единой художественной традиции, канона и мировоззрения, что возможно только в среде одного народа - первонарода - русов-европеоидов ( индоевропейцев ).