Яндекс.Метрики Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
Yandex.Metrika informer --> Яндекс.Метрика
>

 илл.№1

 илл.№2

 илл.№3

 илл.№4

 илл.№5

 илл.№6

 илл.№7

пророните слово

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

 "Лодки мёртвых" - арифметика живых.

С лёгкой руки академика Окладникова нижнеамурские изображения на валунах, напоминающие гребёнки - расчёски, названы лодками с гребцами или пассажирами, но не обычными, а мёртвыми. Точнее, с душами умерших людей. Только переполнение их именно нематериальными душами не даёт им возможности перевернуться от перегрузки. Но есть лодки, где количество душ, обозначенных чёрточками, соответствует размеру судна. Однако и в этом случае академик связывает их с похоронным обрядом. Некоторые лодки вовсе не имеют задранного кверху носа, на что  в идентификации их делается упор " историками-лодочниками ". Но такие носы не свойственны амурским плавающим средствам, ведь лодки не делались из тростника, как в южных странах Так что неувязка с формой носа лодок очевидна. Подобные погребальные обряды были, по-видимому, характерны для раннего ведизма. Здесь перевозчиком через Навь ( реку смерти ) являлся всё тот же Перун, и с лёгким сердцем можно было бы пойти по следам понимания сюжета академиком, объявив хозяином " лодок мёртвых" Перуна.

Но интересно то, что лодки с гребцами, соответствующими по количеству их размерам, встречаются часто и относятся к бронзовому веку: на Каспии ( Гобустан ), в Скандинавии, в Южной Азии, на Лене ( илл.№1 ). А вот такие переполненные " лодки ", как на Амуре, - большая редкость. Я обнаружил их только на трипольской керамике. Сомнение в лодочной концепции этих переполненных судов возрастает, если обратить внимание, как легко и непринуждённо В.А. Чудинов прочёл надпись, напоминающую лодку с гребцами: " Помощь, войди в Боги " ( илл.№2 ).

Он прочёл и другие "лодки", что, вероятно, недостоверно и вызывает улыбку ( " Макошь, ищи шишки", илл.№3 ), но его достижения и опыт в чтении рунических текстов заставляет присмотреться к такой интерпретации лодок. Выходит, что они являются текстами, хотя, очевидно, не во всех случаях. Может быть, " Макошь, ищи шишки " - это фантазия увлечённого  учёного, но ведь надпись: " Помощь, войди в Боги" доставерна. Это несомненно текст. А где текст, там может быть и счёт. И в пользу этого предположения существует один приличный аргумент.

Окладников опубликовал петроглиф трёхпалого жреца из изображений на реке Томь ( илл.№4 ).

Вызывает интерес трёхпалость обеих кистей - культяпистость с утратой разных пальцев на кистях. В обоих случаях их осталось по три, ка у птицы. Сама трёхпалость имеет, очевидно, какое-то культовое значение, передающее, возможно, образ птицы. Трёхпалый след, оставленный на бетонном тесте у петроглифа Перуна в Сикачи-Аляне, возможно, тоже связан с птицеподобной кистью жреца.

Но есть и другой смысл в этом изображении - числовой. Пальцы рук отображают число три, а пальцы обеих ног - число десять. Они переданы схематично, без соблюдения размера и формы, но большее значение придаётся их количеству, т.е. числовому смыслу. Показано это число десятью чёрточками в форме перевёрнутой лодки. Это наводит на мысль, что такая форма служила демонстрацией числа и могла быть отделена от изображения для передачи других чисел или счёта безотносительно пальцев. Отсюда лодки с пассажирами можно трактовать как запись определённых чисел, где одна чёрточка равна единице, а не " мёртвой душе ".

Такое понимание уводит от представления Окладникова о транспортировке в загробный мир душ. Как мне кажется, оно ближе к истине, потому что изображения на камнях арифметического счёта не могло не быть в достаточно развитом неолитическом обществе индоевропейцев. Подтверждает " лодочную конструкцию " чисел и форма текстов, где буквы писались сверху на несущей их черте, а позже - под чертой. Вероятно, числа передавали не только с помощью черточек, но и ряда лунок - насечек, что обнаруживается, как отмечалось, у портрета индоевропейца в Сикачи-Аляне, где их одиннадцать.

Идея чисел - лодок легко объясняет и всеясветное распространение "лодок" в неолите - русы умели считать и записывать числа. А вот бред о транспортировке в лодках мёртвых душ врядли мог распространиться, по Окладникову, даже с охотниками на оленях из Сикачи-Аляна в Гобустан ( илл.№5 ) или Скандинавию. Любопытно изображение лодок с гребцами на трипольской чаше, где внутренняя сферическая поверхность отображает, по-видимому, небесный купол ( илл.№6 ). Можно было бы подумать о путешествии мёртвых душ в небесной Прави. Но интересно, что изображено семь лодок и в них по семь пассажиров - возникают опять ассоциации с числовыми значениями.Некоторые исследователи отвергают эти "корабли с мёртвыми" как абстрактные понятия жизни и смерти. Они видят в них магические знаки или календарь, где каждая лодка обозначает несколько месяцев года.

Лодка использовалась в верованиях аборигенов остров Тихого океана для загробного плавания к острову мёртвых,как писал академик, и испльзовалась реально, а не мифически. Но какое дело до этого обряда русам Сикачи-Аляна или Триполья периода неолита? Сравнение здесь некорректно, и связи между ними нет.

Не должна смущать и близость изображения лодок с мёртвыми душами к берегам рек, озёр, морей, т.е. привязка их к воде. У прибрежных вод всегда было много удобных для работы художника гладких камней, скал, да и создатели жили и кормились всегда у водоёмов, так что здесь главное не вода, а камни.

Вероятно, в бронзовом веке изображение счёта и чисел на камнях исчезло - носителем арифметической информации стало дерево. Но зато на камне появились реальные рисунки лодок, парусных судов с рыбаками. пассажирами, шаманами и др. ( илл.№7 ). В них уже не наблюдалось так называемой перегрузки лодок нематериальными душами. Этот диссонанс вдруг куда-то исчез. Теперь это были отпечатки реальной действительности - развития судоходства.

В родовой памяти северян не сохранилось даже намёка на транспортировку умерших в мир иной именно в лодках. Однако сам факт такого перевоза душ,очевидно существовал с древнейших времён. В недалёком прошлом обряд переселения душ производился шаманом на изюбрях, оленях, медведях или собаках. "Тот" свет назывался "Буни".В нём жили уже переселённые души ( "паня" ), которые имели свои поселения и занимались там обычным трудом. Шаманы время от времени доставляли туда новые партии "паня", пускаясь как бы в далёкое путешествие. Они разыгрывали на глазах у жителей села целое театрализованное представление - езду на собаках или других животных со всеми подробностями, борьбу с враждебными духами. Походя, общаясь с "паня", давали им подзатыльник за непослушание.

"Буни" неолита должен был напоминать людям сущность жизни на земле, а не в воде или где-то на далёком острове, представление о которых древнему человеку Амура было создать очень сложно. И если оно не было сформировано в 18 - 20 веке, то тем более, не могло возникнуть в неолите.

А возможное переполнение лодок именно нематериальными душами - не аргумент, ведь лодки тоже при этом нематериальны и опрокинуться просто не могли, даже если бы помещали материальные персоны. Да и могло ли одномоментно появиться такое большое количество душ? Любое поселение людей вряд ли составляло более 60-80 человек. А переселению в "буни" до 20 душ сразу, как показано в рисунках, просто не от куда было взяться, ведь взрослых людей в таком племени было не более 25 - 35 человек.

 

Конструктор сайтов - uCoz